История

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СОБОРА

Смоленский собор в конце 19-начале 20 в.

Су­ще­ству­ет мно­жество чти­мых спис­ков со Смо­лен­ской Оди­гит­рии. В том числе – и Смоленская икона Божией Матери, находящаяся в соборе г. Козьмодемьянска Йошкар-Олинской и Марийской епархии, построенного в честь этого образа.

История особого почитания образа Божией Матери «Смоленская» в Козьмодемьянске имеет многовековую историю.  Еще в 1678 году на территории Козьмодемьянского женского Вознесенского монастыря был воздвигнут храм в честь  Смоленской иконы.  Сам монастырь — старейший в городе – был основан в 1626г. О нем сохранилось мало сведений: мы помним, что находился он примерно там, где сейчас стоит Смоленский собор. Первым храмом, была Вознесенская церковь – сначала небольшая деревянная, с приделом в честь Архистратига Божия Михаила, которая в 1759 году,  по благословению епископа Казанского и Свияжского Гавриила (Кременецкого),   была перестроена в каменную.  Строилась и церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, располагавшаяся под колокольней, но по оставшимся сведениям,  освящена она так и не была.  Настоятельницами монастыря были: игумения Евпраксия, игумения София, игумения Мария. В монастыре жили 8 монахинь, церковный причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря.

В статье протоиерея Андрея Рождественского — настоятеля будущего нового Смоленского собора читаем:  «… к сожалению, в архиве церкви не сохранилось почти никаких старинных актов, могущих познакомить нас с историею этого монастыря. Из устного народного предания о монастыре тоже почти ничего неизвестно. В настоящее время указывают только место, где находились монастырские келии, где помещались сестры монастыря, — это именно за церковною оградою на бывшей тогда монастырской земле. Эта земля и поныне, составляя собственность сей церкви,частию занята келлиями же, устроенными разными благотворительными лицами, для помещения в них сирот, а частию находится под усадьбою приходского причта.

Предполагают еще, что основание этому монастырю было положено в начале второй четверти семнадцатого столетия (1626) при царе Михаиле Федоровиче. Это предположение отчасти подтверждается существования при Вознесенском монастыре придела во имя св. Архистратига Михаила (упраздненного по маловместительности и  за ветхостью иконостаса в 1830 году), сооруженного, как думают, в память царствования благочестивого царя Михаила Федоровича. А упразднен сей монастырь и превращен в приходскую церковь. Вероятно, во второй половине прошлого столетия (в 1767 году). В царствование императрицы Екатерины II, когда учреждались на монастыри штаты». Вознесенская церковь стала приходской  и «состояла  до 1867 года из двух отдельных храмов:  главного, холодного, уже ветхого и тесного во имя Смоленской иконы Божией Матери, построенного неизвестно когда и кем,  и другого, теплого, но тоже уже ветхого и тесного – Вознесения Господня, построенного в 1757 г. тщанием прихожан».

Может возникнуть вопрос: почему же именно в честь Смоленского образа Божий Матери был воздвигнут храм. Логичнее предположить, что в наших землях –  Козьмодемьянск в те времена входил в Казанскую губернию – мог быть построен Казанский храм. Точного ответа мы, вероятнее всего, не узнаем уже никогда. Существует два предположения, каждое из которых, думается, имеет право на существование. Для их объяснения вновь обратимся к истории славного Богохранимого града Козьмодемьянска.

Первой государственной функцией города — острога Козьмодемьянска,  ради которой он и был основан Иоанном IV Грозным, была функция защитная: охрана водных путей и береговой линии от набегов разбойников  и от отрядов татар, гнездившихся в поволжских лесах после разгрома Казанского ханства, которые долгое время не давали покоя Российским городам. Для этого царем были оставлены здесь стрельцы, несколько поколений которых в течение столетия охраняли сначала город и ближайшие земли, а после расширения границ были приписаны к Спасо-Юнгенскому монастырю и участвовали во многих значимых для Российской истории  и государственности походах.В  смутное время начала XVII века  стрельцы побывали в том числе и в Смоленске, и логично предположить, что оттуда и была ими привезена икона Божией Матери «Смоленская» в наш город.  Это первое объяснение, кажущееся вполне допустимым. Известно, что козьмодемьянские стрельцы всегда привозили святыни из дальних походов.

Вторая версия может быть следующей. После того, как город перестал быть крепостью,  основной его государственной обязанностью было дело ямское, так как Российское государство, присоединив к центру громадные территории на востоке, создавало систему объединения отдельных своих частей —  строило дороги, одной из которых был почтовый тракт от Казани до Нижнего Новгорода. Для осуществления перевозок почты, людей и различных грузов  в Козьмодемьянск  даже были переведены ямщики из Свияжска – маленького городка под Казанью.К востоку от бывшего острога – главной части города Козьмодемьянска, где и находится ныне собор  -располагалась ямская слобода. Ее жители – ямщики – и занимались извозом. А как же отправляться в дорогу без обращения к Путеводительнице, без Ее заступничества? Но в этом случае предположить, откуда пришла к нам Смоленская икона, невозможно. Может быть, была специально заказана для церкви, что тоже нередко делалось создателями и доброхотами храмов в те времена.

По прошествии столетия после закрытия Вознесенского монастыря,  значительные для жизни государства Российского события, привели к появлению в городе нового Смоленского собора. В апреле 1866 года по всей России прокатилась весь о покушении на Императора Александра II, совершенного Дмитрием Каракозовым. Господь и Его Пречистая Матерь сохранили жизнь Императора, и в благодарность Богу и Пресвятой Богородице по всей империи начали строиться храмы и часовни в память о чудесном спасении царя.

Оригинальный проект плана и фасадов собора, выполненный Казанским губернским архитектором Н.И. Ужумедским-Грицевичем. Сверху на странице — благословение Преосвященнейшего епископа Казанского и Свияжского Антония (Амфитеатрова)

В ряду этих прекрасных церковных сооружений-памятников милости Божией ко всей земле Российской, явленной через спасение Императора – помазанника Божия,  достойное место занимает собор во имя иконы Божией Матери «Смоленская» города Козьмодемьянска или, как его обычно называют в городе, Смоленский собор. Прихожане старого Смоленского храма: отставной губернский секретарь Михаил Иванович Дьяконов, купец 2-й гильдии Яков Алексеевич Морозов и купец 2-й гильдии Василий Иванович Замятнин составляют адрес на имя Его Императорского Величества с просьбой о разрешении построить собор в честь спасения Императора. Получив ответ с Высочайшим соизволением на построение и испросив благословения у Преосвященнейшего Антония (Амфитеатрова), епископа Казанского и Свияжского, они начинают строительство храма. Для составления плана и проектирования фасадов был приглашен губернский архитектор Николай Иванович Ужумедский-Грицевич, известный нижегородский и казанский гражданский архитектор.  Освящение собора произошло 10 сентября (по старому стилю) 1872 года Высокопреосвященнейшим Антонием (Амфитеатровым), архиепископом Казанским и Свияжским в сослужении значительного количества духовенства епархии.

Отец Андрей Рождественский так описывает собор : «Снаружи это храм имеет красивый вид; на нем возведено пять глав. Наружныя стены его разделаны масляною краскою под кирпич, а по местам, где прилично, оштукатурены. Внутри же украшен иконостасом лучшей столярной работы, который сплошь, по резьбе и столярной части, покрыт червонным золотом высшаго сорта; иконы в иконостасе поставлены все, кроме двух храмовых, новыя отличной работы московскаго мастера Рогожкина. В настоящее время устраиваются еще довольно красивыя хоры для певчих, которыя уже и заведены и содержатся за счет благотворителей из прихожан. Кроме того, к двум передним столбам, которыми поддерживается главный свод храма, поставлены и уже вызолочены большия, с резными колоннами, новыя киоты, которые в резьбе и позолоте совершенно одинаковаго достоинства  с иконостасом. Иконы же в них поставлены старыя, вынесенныя из прежнего храма, которыя все украшены хорошими ризами. Стены и верх храма покрыты орнаментной и иконной живописью».

Особо значимыми образами храма были Смоленская икона Божией Матери иикона Вознесения Господня в серебряных ризахи Архистратига Михаила в ризе.

Собор имеел каменную колокольню и был обнесен каменной оградой. Колокольня была сооружена позднее самого храма. На ней находился самый большой в городе колокол. Всего на колокольне  Смоленского собора к 1900 г. было семь колоколов.Большой колокол весил 139 пудов 10 фунтов (2 228 кг).

СОБОР В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ

Без крестов…

В двадцатом году по новому законодательству была зарегистрирована община Смоленского собора. Все имущество, которое считалось теперь государственным, передали «на сохранение» православной общине.  Условия хранения проверялись советской властью строго, за несоответственное хранение или ущерб в лучшем случае можно было лишиться гражданских прав, попасть в тюрьму, ссылку, в худшем – лишиться жизни. Слава Богу, из документов видим, что в Смоленском соборе проверки проходили без тяжелых последствий. Матушка-Одигитрия хранила. До 1929 года в соборе служилась Божественная Литургия, приносилась бескровная Жертва.

Настоятелем собора до его закрытия был протоиерей Леонид Тавельский. Как следует из документов, в храме также служил дьякон, община составляла 51 человек.

В 1929 году в Козьмодемьянске сгорели деревянные склады зернохранилища, местные власти решили сберечь оставшееся зерно в подходящем  для хранения каменном помещении. Самым подходящим посчитали Смоленский собор. Община собора не могла отказать в такой критической ситуации – хлеб нужно было сберечь, тем более, что после постройки нового зернохранилища помещение собора обещали вернуть верующим для богослужений. Но этого не произошло. С 1929 года службы прекратились. Община существовала, но собор стал недоступен для людей.

Заявление о возвращении собора общине. 25.03.1930г.

В 1930 году, когда надобность использовать собор для хранения зерна исчезла, община обращается с просьбой возвратить собор для проведения богослужений. В официальном отказе на просьбу возвратить собор верующим указывается, что они не хотят ремонтировать помещение – вероятно, в те времена было это общине  не под силу, вполне возможно, что просто нашелся повод для отказа.

Святыни собора исчезли. Сохранилось предание, что за три дня до закрытия собора кто-то, как тогда говорили, «из органов», вероятно, верующий человек, предупредил настоятеля и общину о предстоящих действиях власти. Собор был полностью закрыт три дня, и, несмотря на то, что к нему не подъезжали ни какие-либо подводы ни другие транспортные средства, когда двери его были вновь открыты, собор был пуст – иконы, священные сосуды, алтарные принадлежности  — все исчезло.

В 1932 году, несмотря на прошения общины, ее обращения в республиканские власти с просьбой вернуть собор верующим, здание собора передали в пользование музею. С собора были сняты кресты, снесены купола. На обширной территории собора были поставлены два двухэтажных жилых дома с приусадебными участками. Долгие 66 лет в соборе действовал музей.  Несмотря на долгий этот срок, никто в городе не забывал, что это собор. Так и говорили, особенно старшее и среднее поколение – музей в соборе, а то и просто – собор, иногда – Смоленский.

Современный настоятель собора протоиерей Алексей Евсеев считает, что «на то была воля Божия, чтобы именно таким образом сохранился этот собор, пусть даже кресты были сняты, разрушена колокольня, пусть даже так произошло, но на это была воля Божия, чтобы так сохранить собор».

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Вознесенская церковь

После официального празднования в СССР тысячелетия крещения Руси, когда начались первые изменения в отношении государства к Церкви, в 1988-1990 годах реставрационной бригадой Г.Г. Смирнова за счет реставрационного фонда РФ над собором были вновь воздвигнуты купола.

Пользуясь начавшимся «потеплением», при первой возможности, верующие обратились в официальные организации с просьбой зарегистрировать общину верующих. Смоленская православная община была официально зарегистрирована 30 мая 1990г. Административные городские органы обещали со временем передать общине и сам собор.  Но  для этого нужно было еще много молиться и стараться. Духовным наставником общины стал архимандрит Варлаам — в будущем –

Постановление о передаче земли собору. 08.09.19

схиархимандрит Лаврентий (Семенов).  Он собрал под свое крыло будущую крепкую общину Смоленского собора: и тех, кто с давних лет знал его еще по служению в сельских храмах в окрестностях Козьмодемьянска,  и тех, для кого батюшка стал духовным водителем, когда он восстанавливал Козьмодемьянский Свято-Троицкий храм,  и тех, кто делал первые шаги в церковной жизни, прикоснувшись к возрождению собора. Отец Варлаам, по воспоминаниям протоиерея Алексея Евсеева, во  всем, что касалось возрождения любого из поднимаемого им храмов, не отступал и не уступал ни в чем, был истинным ревнителем возвращения наших старинных святынь к их настоящей жизни.

Маленький музейный домик напротив собора-музея стал центром жизни общины. Сначала в нем собиралось все, что жертвовали для будущего собора, а в 1992 году в домике был устроен маленький алтарь, и начались богослужения.  Позднее алтарь был устроен кирпичный, и в 1996 году епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил первый храм на территории нынешнего собора, во имя Вознесения Господня, как было в шестидесятые годы XIX века.

Здание собора было передано Церкви в 1998г. Началось восстановление собора и, самое главное – богослужения. Дом Божий стал, как и должен быть, домом молитвы.

ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНИ

Образ Божией Матери Одигитрия «Смоленская» — главная святыня Смоленского собора

История главной святыни  – чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, пребывавшей в соборе до его закрытия, неизвестна. Известно только, что она  пропала после закрытия собора. Как принято говорить: «ушла икона», не терпит Богородица поругания над святынями – отнимает  у тех, кто не почитает, не бережет их.

17 декабря 1929 года Церковно-приходской совет обращался в милицию с прошением выдать из Ольгинсих кладовых престольную икону «Смоленской» Божией Матери, Богослужебные книги и масло «для отправления Богослужений»  (из чего делаем вывод, что все необходимое еще ранее было вынесено из собора).  На прошении резолюция – «Временно воздержаться». Может быть, там – в Ольгинских кладовых — до времени находилась и чудотворная Смоленская, может быть, вывезена была во время предполагаемого закрытия собора на три дня перед его разорением.

Когда же собор стал восстанавливаться, Пресвятая Богородица явила Свою милость – Ее дом вновь обрел икону «Одигитрия» Смоленская. О чудесном обретении иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская для возвращенного Церкви и городу собора рассказала прихожанка Светлана Валерьяновна Матвеева, в семье которой  этот образ был сохранен: «В 1947 году рушили церковь в Кожважах (Спасо- Преображенский храм с. Кожважи). Иконы все просто выбрасывали в ближайший овраг и сжигали. И Господь так управил, что мой дядя, Алексей Петрович Сидулов, в то время совсем еще молодой человек 19 лет,  оказался на том месте. Ходил он в Кожважи к дедушке и бабушке. Он увидел эту икону —  выброшенную в овраг —  взял и понес домой, к своей матери – моей бабушке, Мелании Евстафьевне Сидуловой в деревню Томилкино рядом с Кузнецовым (с. Кузнецово).

Бабушку мою в деревне все так и звали – бабушка Меланья. Семья была очень набожная, благочестивая. Дедушку Петра Григорьевича Сидулова в 1938 году репрессировали за то, что не хотел вступать в колхоз.Арестовали, и больше его не видели. Бабушка осталась одна с тремя детьми – Алексеем, Марией и Манефой.  И всегда верили, молились, очень благочестивая семья была.Старшая сестра дедушки Петра – Прасковья Григорьевна – еще до революции пешком ходила в Святую Землю.

К бабушке Меланье дядя и понес икону. И как он только пронес — такую большую икону – в руках, пешком, от Кожваж до Кузнецова!И так эта икона осталась у нас. Я ее помню с детства. Мы каждое лето приезжали к бабушке на все каникулы. Перед иконой горела неугасимая лампадка. Всегда горела!  Оставалась она в бабушкином доме до 1982 года – до кончины бабушки. А родилась она 7 января 1902г. – на Рождество Христово. Когда бабушка умерла, в доме никто уже не жил – дети ее все разъехались в разные места.  Дядя, чтобы, не дай Бог, что-то с иконой не случилось, отнес ее в Кузнецовскую церковь (Петропавловский храм с. Кузнецово). И там она пробыла лет пять.

А когда стали восстанавливать Смоленский собор, отец Лаврентий, он же знал, что икона там, он и бабушку мою хорошо знал: когда он служил в Кузнецовской церкви, она была в «двадцатке» — так вот, он попросил, чтобы икону эту отдали в собор. Обратились даже в Казань, в епархию, и оттуда написали письмо дяде – он жил тогда в Волгограде – спросили его разрешение перенести Смоленскую в собор  в Козьмодемьянск. Он сказал, конечно, пусть там все люди перед ней молятся! Так она и оказалась в Козьмодемьянске, в нашем соборе. Я, когда в собор прихожу, смотрю на икону – Она живая, живая, наша Смоленская».